В первый раз судьи показали чёрные флаги на 21-м круге - уже шесть кругов Михаэль Шумахер игнорировал штраф стоп-н-гоу. Флавио Бриаторе продолжал спорить с судьями. Он утверждал, что в команде не сразу поняли - речь идёт о штрафных пяти секундах или всё-таки остановке в боксах. Увещевания руководителя «Бенеттона» ни к чему не привели, и на 24-м круге машине № 5 повторно вывесили чёрные флаги.
Вторая позиция Михаэля Шумахера автоматически перешла к Герхарду Бергеру. Немец был исключён из протоколов и по правилам должен был прекратить заезд и остановиться в боксах. Михаэль тем не менее продолжил идти по трассе - по приказу с командного мостика.
Этим инцидентом Флавио Бриаторе и Росс Браун окончательно довели судей чемпионата, и те больше не собирались терпеть. Гран-при Великобритании стал первым в череде конфликтов «Бенеттона» с ФИА, едва не стоивших Михаэлю Шумахеру первого чемпионского титула.
На волне новых запретов
Перед сезоном 1994 года федерация запретила использование в Формуле-1 вспомогательных электронных систем. Командам пришлось отказаться от любой управляющей электроники, активной подвески и обмена телеметрией во время гонки.
Подобные меры были призваны оживить гонки, разнообразить борьбу и повысить значение пилотажа. Многие предупреждали ФИА, при желании можно так скрыть вспомогательную управляющую электронику, что обнаружить её будет невозможно. Макс Мосли в ответ обещал суровые штрафы каждому, кто будет уличён в их использовании.
Больше всех запреты ударили по «Уильямсу». В Гроуве были вынуждены закрыть проект CVT, в рамках которого совместно с голландскими специалистами уже пару лет разрабатывалась бесступенчатая коробка передач. Британская команда делала ставку на новые технологии, и лишённое подобных систем новое шасси оказалось неуправляемым и капризным. «Уильямс» доминировал последние пару лет, но изменения в правилах положили конец постоянным победам Гроува.
Тем временем по сравнению с прошлым годом явно прибавили в «Бенеттоне». Шумахер с такой лёгкостью выиграл в Сан-Паулу и Аиде, что по паддоку поползли слухи об использовании в Энстоуне запрещённых технологий. После роковой гонки в Имоле, которую также выиграл Шумахер, судьи забрали на проверку исходные коды систем управления двигателей призёров. В ходе анализа судьи обнаружили на «Бенеттоне» немца «лаунч-контроль», записанный в качестве скрытого 13-го алгоритма, и коды антипробуксовочной системы.
«Мы не стали бы использовать 'лаунч-контроль', это было бы слишком рискованно - нас бы сразу поймали. Мы же не такие идиоты, - заявил технический директор 'Бенеттона' Росс Браун. - Да, эти алгоритмы присутствовали в кодах машины, но гонщики и инженеры не использовали их». Доказать применение этих систем в ходе Гран-при федерации не удалось, в Энстоуне отделались лёгким испугом.
Стычка на «Сильверстоуне»
В первых семи гонках Шумахер одержал шесть побед и более чем вдвое опережал ближайшего преследователя в чемпионате. Многие горели желанием притормозить набравшего ход немца, и вдруг «Бенеттон» сам предоставил такую возможность. На старте прогревочного круга Михаэль повёл себя странно - он вырвался вперёд завоевавшего поул Деймона Хилла и под конец круга ещё раз его обогнал. То же самое повторилось и во время второго формирующего круга.
Гонка стартовала в обычном режиме, но судьи начали обсуждать возможные санкции. На 14-м круге они объявили, что к результату машины № 5 будет добавлено пять секунд за нарушения процедуры старта. Флавио Бриаторе это не понравилось: Шумахер стартовал со второй позиции, как и должен был, никакого преимущества его гонщик получить не мог. «Бенеттон» начал оспаривать решение судей, за что те увеличили штраф - теперь Шумахер должен отбыть пятисекундный стоп-н-гоу в боксах.
Бриаторе был в бешенстве. Шумахеру приказали продолжать гонку и ни на что не обращать внимание. Три круга, отведённых на отбывание наказания, прошли, Шумахер по-прежнему шёл по трассе как ни в чём не бывало. Маршалы подождали ещё немного, и на 21-м впервые показали немцу чёрные флаги.
Представители «Бенеттона» обратились к судьям с просьбой отменить дисквалификацию. По их словам, произошло недопонимание и в команде не сразу разобрались, какой именно штраф необходимо отбыть. Это не подействовало, и на 24-м круге машине № 5 повторили чёрные флаги.
Наконец через три круга Шумахер «нырнул» на пит-лейн. Немец остановился у боксов, простоял пять секунд и отправился обратно на трассу. В «Бенеттоне» ещё надеялись договориться с судьями, но те остались непреклонны. Михаэль вторым пересёк финишную линию, но в протоколах уже не значился. Покинув кокпит, гонщик заявил, что не видел чёрных флагов, но ему уже никто не поверил.
Через несколько дней инцидент стал объектом рассмотрения Всемирным советом ФИА, который постановил взыскать с команды штраф в $ 500 000 и отстранил Михаэля Шумахера от участия в двух Гран-при. Бриаторе подал апелляцию, рассмотрение которой назначили на 30 августа, что позволило лидеру команды выступить на домашнем этапе.
Федерация сравнивает счёт
В Хоккенхайме Шумахер сошёл из-за проблем с двигателем уже после 20 кругов, но уже через две недели отыгрался на «Хунгароринге». Отрыв в чемпионате вырос до 31 балла - 76 против 45 у Хилла. При действовавшей тогда системе начисления очков даже три победы подряд не позволили бы британцу опередить Михаэля.
На следующей гонке в Спа Шумахер уверенно лидировал и даже небольшая ошибка на 19-м круге, когда его «Бенеттон» развернуло, не помешала одержать победу. Это должен был стать восьмой успех немца в 11 гонках, но на технической проверке судьи обнаружили на его машине несоответствия регламента. Михаэля исключили из протоколов уже во второй раз.
Поводом к дисквалификации послужила царапина на деревянной доске скольжения. Днище «Бенеттона» было повреждено при вылете на 19-м круге, и в одном месте износ составил более 10% от толщины доски. Все понимали, что царапина никаким образом не могла улучшить аэродинамические свойства машины, однако буква правил была нарушена, а Флавио Бриаторе с Россом Брауном слишком долго действовали Максу Мосли на нервы. Победа в Гран-при Бельгии была присуждена Деймону Хиллу.
Через два дня апелляцию «Бенеттона» на решение Всемирного совета отклонили, и вступил запрет Шумахера на участие в гонках. В отсутствие Михаэля Хилл победил в Италии и Португалии и сократил отставание от Шумахера до минимума. За три гонки до окончания сезона между двумя претендентами на чемпионство осталось всего одно очко.
Другая история
В конце сезона соперники обменялись победами в Хересе и Сузуке, после чего Формулу-1 ожидал грандиозный финал на уличной трассе в Аделаиде. Тот Гран-при вошёл в историю как одна из самых драматичных развязок за всё время - Шумахер и Хилл столкнулись ещё до середины заезда и немец досрочно завоевал звание чемпиона.
Многие тогда посчитали, что Михаэль, повредивший при вылете заднюю подвеску, намеренно закрыл калитку перед соперником, провоцируя контакт и обоюдный сход с дистанции. Этот эпизод считается одним из самых некрасивых в карьере Шумахера. Противники немца считали, что он должен быть оштрафован, а чемпионский титул - достаться Дэймону Хиллу.
Сторонники Михаэля обращают внимание на то, что он был сильнее на протяжении всего сезона, а применение запрещённой электроники на его машине так и не было доказано. Если бы не дисквалификация на четырёх этапах, включая два за формальные проступки - поведение на прогревочном круге и царапина на днище - Шумахер наверняка стал бы чемпионом за три-четыре гонки до окончания сезона.
Споры о том, соответствовал ли «Бенеттон» B194 требованиям технического регламента, не утихают до сих пор. «В ней были электронные помощники. Об этом не упоминали, но я уверен, они были, - утверждает Йос Ферстаппен, второй пилот команды в том сезоне. - Я сразу почувствовал, что машины слишком разные. Что-то явно было не так. Даже когда я знал, что атаковал на пределе, отставание от Михаэля было слишком большим».
Так или иначе, несмотря на две дисквалификации и пропуск двух Гран-при, 25-летний Михаэль Шумахер стал самым молодым чемпионом в истории Формулы-1. Из 12 гонок, в которых его результат был засчитан, он выиграл восемь. Накал страстей в финальной гонке был под стать драмам конца 80-х, а Берни Экклстоун наконец получил новую суперзвезду - идеального немецкого гонщика.