В субботу самый знаменитый боксер мира Флойд Мейуэзер должен провести в Лас-Вегасе последний поединок в карьере.
Флойд может все. Защищаться, бить, двигать по рингу, выводить соперника из себя, ввязать в размен ненадолго, даже нокаутировать оппонента тогда, когда этого никто не ждет. Не может он только одного - делать то, чего от него ждут поклонники бокса. Ему это кажется скучным, противоестественным, бессмысленным - я не знаю, но все последние годы своей карьеры Флойд пытается сделать все наоборот.
Пакьяо? Нет, я не буду драться с Пакьяо. Как, вы уже не ждете этот бой? Вот, получите. Вы думаете, я не дам Маркосу Майдане реванш? Вы ошибаетесь. Вы думаете, я сейчас возьму и подпишу еще один многомиллионный контракт с Showtime? А вот и нет, я ухожу из бокса.
На самом деле, это для него очень просто. Более того, Флойд из бокса уже уходил. Сначала он плакал на пресс-конференциях после боев, где ему не отдавали должное, затем устраивал в ринге перепалки с топовыми обозревателями, ну и закончилось это тем, что мы как-то год с небольшим жили без Мейуэзера в боксе. Конечно, все понимали, что он вернется, и сам Флойд - тоже это знал. Очередной маркетинговый ход, убрать с ринга Мейуэзера, создать дефицит «лучшего боксера современности», чтобы на него появился спрос. Возможно, не для широких народных масс - они на какое-то время переключились на бои Мэнни Пакьяо, но телевидение уже было готово платить Мейуэзеру большие суммы, и даже иногда переплачивать за бои, которые того не стоили.
10 миллионов долларов за бой с Хуаном Мануэлем Маркесом.
22,5 миллиона за бой с Шейном Мозли.
25 миллиона за уничтожение Виктора Ортиса.
32 миллиона за бой с Мигелем Котто.
32 миллиона за Роберта Герреро.
41,5 миллиона за то, чтобы указать всем на место Саула Альвареса.
64 миллиона за два боя с Маркосом Майданой.
Это и рядом не стоит с теми деньгами, что он зарабатывал до «ухода» из бокса. А затем был бой с Пакьяо, где они подняли на двоих под 500 миллионов долларов, и это абсурдная и диковатая цифра, о которой лучше слишком много не думать, чтобы сильно не расстраиваться, настолько плохо оказалось то, что за эти деньги мир получил под брендом «Бой века».
Справедливости нет. Если бы она была - последний человек, победивший Флойда, болгарин Серафим Тодоров не жил бы на пенсию в 400 евро в месяц забытый всеми, и никому не интересный.
Если бы она была - вместе с финальным гонгом Флойда и Мэнни прямо в ринге скрутила бы полиция, предъявив обвинения в незаконных финансовых операциях, обмане и сокрытии важной информации (о травме руки Пакьяо, например), возможно, уклонении от уплаты налогов, например. «Вы имеете право хранить молчание, все, что вы скажете…» - ну и так далее.
Но мир это съел тогда, а теперь мы удивляемся, почему Флойд дерется с Берто, хотя этого боя, кажется, вообще никто не хочет, кроме самих Флойда и Берто. Мейуэзер всех уже достал. История с Берто стала последней каплей, и впервые за многое время билеты продаются очень плохо. Наверняка точно так же дело обстоит с платными трансляциями. Вотум недоверия, Флойду показывают сейчас, что в последнее время он вел себя очень плохо и не может рассчитывать на те деньги, которые раньше ему приносили просто так. Конечно, он получит свой сверхгонорар, прописанный в контракте с ТВ, но даже если бы Мейуэзер не собирался после этого оставить бокс, ему следовало бы об это задуматься. Снова создать дефицит, а вместе с ним и спрос.
Так уж получается, что любовь масс - не купишь. Нельзя заставить полюбить себя всех, особенно если в их глазах ты редкостный засранец. Поэтому Флойду с какого-то момента уже всегда было плевать на любовь - он брал деньгами. Но теперь не будет и их.
Что Мейуэзер давал всем за те деньги, что ему платили? Ладно, с Маркесом там было около 60 процентов силовых ударов, которые он отправил в цель и был нокдаун. С Мозли был второй раунд, который пощекотал всем нервы, когда малыша-Флойда чуть не приземлили на пол. С Ортисом - нокаут. Бой с Котто был в сущности выдающимся, ярким, богатым на события, тут ничего не скажешь. Как, наверное, и с Майданой - Флойд даже пострадал от укуса - в какой-то момент в клинче Майдана вцепился зубами ему в руку через перчатку.
Итого получаем, что самые неяркие и незрелищные бои Флойда - это те, за которые он получил больше. Альварес и Пакьяо. Что мы получали - короткие смещения, изредка контрудары, все предельно минималистично, предсказуемо, Мейуэзер превращал эти бои в состязания миллиметров и миллисекунд, слегка издевательски по отношению к ожиданиям людей и к самим соперникам. Словно его задачей было показать, что он может не делать практически ничего, и все равно выйти из боя победителем. Никто его за это не любил, но все продолжали покупать трансляции и билеты. Флойд стал сезонным зрелищем, выходил на ринг дважды в год примерно в одни и те же даты, собирал свою кассу и снова играл на ожиданиях и потребностях зрителя.
А зритель временами чувствовал некоторую обманутость, непонимание, как чувствует себя посетитель инсталляции дорого раскрученного современного художника, ожидая увидеть что-то, что может его потрясти, перевернуть представления об искусстве - а там всего лишь белый холст, на котором черной краской нарисованы цифры «49−0». А вокруг стоят дорогие машины, девушки отплясывают, ну и сам «художник», который сидит в ванной, пока ему массируют спину, делают педикюр и снимают для Instagram. Концептуально. Если внимательно на все это посмотреть - придет окончательное понимание, что Флойд Мейуэзер не только лучший боксер современности, объект поклонения для многих, но вместе с этим еще и акт финального обмана зрителя. По всему получается, что Флойд - и есть современное искусство. За это он и получает свои деньги.