В дни Гран-при Великобритании Хельмут Марко заявил, что «Ред Булл» определится со своим будущим до конца летнего перерыва. «Мы хотим иметь ясное представление о том, что нас ждёт», - пояснял он со страниц Speedweek. Через две с половиной недели пройдёт гонка в Венгрии, и уже после неё команды отправятся в ежегодный августовский отпуск.
Пока остаётся лишь гадать, какое решение примет австрийский магнат и какие варианты он рассматривает. Однако на фоне заявлений Дитриха Матешица и противоречивых комментариев его подчинённых «Ред Булл» потерял всех союзников в паддоке и оказался в неудобном положении. Будущее Милтон-Кейнса стало объектом постоянных сплетен и перессудов, и со стороны уже невозможно понять, что сейчас происходит в империи Дитриха Матешица. Продолжит ли он и дальше вкладывать деньги в свою любимую игрушку или Формула-1 наскучила «Ред Булл» как только прекратились победы?
Попробуем разобраться, как недавние чемпионы оказались в сложной ситуации и какие варианты ждут «Ред Булл» в Формуле-1.
Один в поле - не двое
Все последние месяцы «Ред Булл» терпит поражения не только на трассе, но и за её пределами. После открытой критики в адрес «Рено» за командой закрепилась репутация ненадёжного партнёра, способного подставить своими нелицеприятными комментариями. Теперь же «Ред Булл» шантажирует соперников и промоутеров уходом из чемпионата.
«Ред Булл» не побеждает с августа прошлого года и обвиняет в этом правила, которые не дают раскрыться гению Эдриана Ньюи, и маломощные французские моторы. Подобные заявления, как и намёки на игнорирование соглашений с Берни Экклстоуном, не добавляют команде авторитета. По слухам, в паддоке сейчас мало кто из крупных игроков хочет связываться с бывшими чемпионами. На этом фоне мемуары Марка Уэббера, в которых он обвиняет руководство «Ред Булл» в беспомощности, остались каплей в море.
Не поднял настроения Матешицу и недавний Гран-при Австрии. Гонка на принадлежащем концерну автодроме обернулась коммерческим провалом, ещё более заметным на фоне успеха хорошей кассы в Сильверстоуне. Тогда Дитрих впервые заговорил об уход из чемпионата сам, а не через своих подчинённых. «Сколько уже команд ушло несмотря на действующие контракты? Нельзя заставить кого-то остаться, если он того не хочет, - заявил австрийский магнат со страниц Speedweek. - Я не могу предсказать, что будет через два-три года. В Формуле-1 вообще не стоит строить прогнозы».
«Я очень хорошо знаю господина Матешица: он скорее уйдёт, если будет постоянно выигрывать», - поспешил успокоить всех Берни Экклстоун. С момента того интервью прошли две с половиной недели, в которые Стратегическая группа выпустила заявление о своём видении будущего Формулы-1. Те обсуждения наверняка повлияли на «Ред Булл», и в команде намерены остаться в чемпионате. Однако с кем и в каком формате - пока неясно. Действующий контракт на поставку моторов «Рено» действует лишь до конца 2016 года, и французы сейчас тоже готовы пересмотреть своё присутствие в Формуле-1.
«Рено» хочет вернуться
В дни Гран-при Монако на личную встречу с Берни Экклстоуном прилетел глава концерна «Рено» Карлос Гон. Французы уже несколько месяцев рассматривают возможность вернуться в Формулу-1 заводской командой и намерены купить для этого одну из действующих. Слухи связывают парижские капиталы с «Торо Россо», «Лотусом», «Форс Индия» и даже «Заубером».
На фоне возросших затрат на разработку двигателя маркетинговая отдача последние полтора года стремится в минус. Критика «Ред Булл» и постоянные попытки Милтон-Кейнса вмешаться во внутренние дела в Вири-Шатийоне не помогают делать двигатели лучше, а ограничения регламента вынуждают инженеров двигаться медленными темпами. «Рено» при этом фактически не имеет никакого влияния на политику «Ред Булл», своего единственного крупного партнёра в Формуле-1.
В Сильверстоуне слухи о покупке французами «Лотуса» усилились. Команда из Энстоуна сейчас очень уязвима, ей едва хватает бюджета на выступления, не говоря уже о доводке машины. Кроме того, на днях появились сообщения об исках со стороны поставщиков и партнёров. С момента ухода Кими Райкконена и Джеймса Эллисона «Лотус» не способен бороться за подиумы, а интерес Жерара Лопеса к своему детищу тает на глазах. Бизнесмен наверняка был бы рад избавиться от убыточного актива.
«Когда ты поставщик моторов, у тебя особая привилегия: о тебе не говорят после победы, а вспоминают только в моменты поражений, - заявил Карлос Гон в одном из интервью. - У нас много вариантов, но мы скорее уйдём из чемпионата, чем останемся поставщиками. Всё зависит от решений руководства Формулы-1».
В ожидании развода
«Ред Булл» и «Рено» готовы продолжить свой путь в Формуле-1 по отдельности. Стороны связаны контрактом вплоть до конца 2016 года. Милтон-Кейнсу ничего не мешает покупать французские моторы и по окончании этого срока, однако такой вариант развития событий переведёт «Ред Булл» в статус клиентских команд.
В этой ситуации на ум приходит постепенный разрыв альянса «Макларен-Мерседес». Пока заводская команда «Серебряных стрел» не могла бороться за чемпионство, «Макларен» получал новейшие двигатели и боролся с «Ред Булл» за победы. Впрочем, как только «Мерседес» вышел в лидеры в Формулы-1, Уокингу пришлось искать нового партнёра - «Хонду».
В «Ред Булл» уже пытались привлечь на свою сторону «Ауди», но те ответили однозначным отказом. Вскоре появились ещё более странные слухи о сотрудничестве с «Астон Мартин», но эти сплетни утихли ещё быстрее. Пока организаторы не могут сверстать технический регламент сезона 2017 года, автопроизводители не спешат связывать своё будущее с Формулой-1. Таким образом, «Ред Булл» скорее всего придётся ждать вступления новых правил в силу, чтобы найти себе нового независимого от соперников поставщика двигателей. А пока без «Рено» не обойтись - остаётся верить в прогресс французского силового блока.
Чемпионат Матешица
Дитрих Матешиц появился в Формуле-1 20 лет назад, когда на бортах «Зауберов» появились логотипы его компании. Со временем австрийский магнат выкупил у концерна «Форд» созданную Джеки и Полом Стюартами команду, которая теперь известна как «Ред Булл» - это произошло в 2004 году.
С тех пор «Ред Булл» одержал полсотни побед, выиграл четыре чемпионских титула и столько же Кубков конструкторов и вошёл в пятёрку самых успешных команд в истории Формулы-1. «Рено» в качестве заводской команды выиграли меньше гонок, легендарные ныне «Бенеттон» и «Тиррелл» одержали меньше побед. Дитрих Матешиц и его проект стали одной из важнейших частей новейшей истории первенства, и австрийскому магнату эти достижения обошлись в сотни миллионов, если не миллиардов, долларов.
В Милтон-Кейнсе сейчас создана одна из самых современных и продвинутых автоспортивных баз. Сложно поверить в то, что большой поклонник Формулы-1 Дитрих Матешиц готов просто выкинуть всю инфраструктуру - притом что достойных покупателей в обозримом будущем не предвидится.
Тем не менее последние годы не раз звучали идеи, что «Ред Булл» мог бы стать глобальным промоутером Формулы-1. Кристиана Хорнера многие называют идеальным преемником Берни Экклстоуна - он молод, энергичен и управляем, а также превосходно ориентируется в кухне чемпионата.
Перспектива стать самым главным в Формуле-1 наверняка прельщает Матешица, но готов ли он вложить в чемпионат ещё несколько миллиардов? Скорее всего, автрийский магнат пока не планирует столь радикальных реформ своего бизнеса. Да и время пока не пришло - Берни Экклстоун твёрдо решил самостоятельно вытащить Формулу-1 из текущего кризиса, но в районе 2020 года возможны любые варианты….