Чёрно-белые бизнес-схемы. Как 'Ювентус' работает вне поля

Маротта - непризнанный трансферный гуру
Джузеппе Маротта варится в котле итальянского футбола уже 30 с лишним лет. За эти годы он сделал себе имидж прожжённого работяги, поднявшись из «Варезе» - клуба из родного города - на уровень Серии А. Он привёз в «Венецию» Альваро Рекобу, а позже сколотил крепкий состав для «Сампдории», подписав в Геную Антонио Кассано и Джампаоло Паццини. Трансферный гуру со стажем, в общем.

Однако если вы почитаете какую-нибудь гостевую книгу болельщиков «Ювентуса», вам сразу устроят промывку мозгов. Закрывая браузер, вы подумаете: да какой из Маротты работяга? Он простой жлоб, жалеющий деньги на клуб. Джузеппе даже становится по-человечески жалко - его давно пора признать гением рынка, который проворачивает невероятно удачные сделки, однако вместо этого ему припоминают глупые неудачи.

Имидж неудачника в глазах болельщиков «Ювентуса» сложился у Маротты после сезона-2010/11. Летом, перед началом сезона, Джузеппе пригласил в Турин тех, с кем бок о бок работал в «Сампдории» - Фабио Паратичи, возглавившего селекционную службу, и Луиджи Дельнери, тренера, ударно поработавшего в Генуе. Получив в свои руки «Ювентус», эта троица решила перевернуть всё вверх дном. Так у «старой синьоры» появилось сразу 14 новичков за сезон. Многие из них в Турине так и не заиграли - Хорхе Мартинес, купленный у «Катании», очень быстро сник на новом уровне, Милош Красич провёл в «Ювентусе» лишь один качественный чемпионат, а Арман Траоре и Альберто Аквилани, приехав в аренду, так и не получили достаточной игровой практики. На фоне провала бьянконери и лично Дельнери в Серии А (7-е место) многим позабылось, что тогда же «Ювентус» купил Леонардо Бонуччи.

Маротта занимает пост генерального директора «Ювентуса» уже пять с половиной лет, и за это время все трансферы проводились с его согласия. Некоторые сделки в глазах болельщиков «старой синьоры» стали смехотворными. Никто, например, не понял, зачем «Ювентусу» был нужен швейцарец Рето Циглер, который так ни разу и не надел чёрно-белую футболку. Федерико Пелузо, подписанный зимой 2013-го, оказался для Турина слишком деревянным и получил прозвище Пелузер. Симоне Падоин - и поныне фольклорный персонаж для болельщиков «старой синьоры»: он, кажется, играет за «Ювентус» целую вечность, но выходит на поле только для затыкания внезапных дыр.
Но ведь Джузеппе Маротта - мастер других сделок. Точечных, просчитанных наперёд. Если «Ювентус», говоря хоккейной терминологией, станет командой-династией, то заслуга Беппе в этом будет огромной - именно он собрал костяк нынешнего состава бьянконери, который нацеливается на пятое кряду скудетто и успех в Лиге чемпионов.

Основной центральный защитник «старой синьоры», Андреа Барцальи, был вытащен со скамейки «Вольфсбурга» - на него Маротта потратил жалкие 300 тысяч евро. За Карлоса Тевеса, который быстро стал лидером «Ювентуса», заплатили 9 миллионов - акции Апача понизил и конфликт с Роберто Манчини в «Манчестер Сити», и несколько месяцев без футбола. Поль Погба, чей характер возмущал сэра Алекса Фергюсона, и вовсе не стоил «Ювентусу» ни цента. Что уж говорить о переходе Андреа Пирло, списанного со счетов в «Милане»? Всё это доказательство того, что Маротта умеет находить недооценённых игроков, которые отлично вписываются в игру бьянконери в будущем.

Если вновь использовать хоккейный словарь, то Маротта любит покупки ролевиков. Игроков, которые не будут блистать, не будут часто играть в основе, однако в нужный момент сделают своё дело. Иногда Джузеппе промахивается (хотя, например, и история Симоне Падоина - это совсем не промах, тут дело только в болельщицкой оценке), но попадания в яблочко получаются чаще. Вот вам хрестоматийный пример - найдёте ли в мире ещё хоть одного менеджера, который взял в аренду на полгода нападающего, уговорил его стать четвёртым в командной иерархии и получил отдачу в виде победного гола в финале Кубка? Этого нападающего зовут Алессандро Матри - «Ювентус» зимой арендовал его у «Милана», которому за полтора года до этого продал игрока за 11 млн евро.

Разговоры о скупости Маротты - тоже дело пустое. Скупой менеджер не купил бы за 15,5 млн евро Леонардо Бонуччи, который не пригодился «Интеру», а накануне перехода провёл лишь один удачный сезон в «Бари». Скупой менеджер не стал бы тратить 20 млн на Альваро Морату, который окупил вложения прошлой весной в Лиге чемпионов. Скупой менеджер не решился бы на торги с «Палермо» по Пауло Дибале, которого нужно было подписывать любой ценой. Не жалеть денег за игрока, если он того стоит, - это ещё одна важная и грамотная часть стратегии Маротты в работе на рынке.

Тренер - 10% успеха «Ювентуса»?
Летом 2014-го «Ювентус» расстался с Антонио Конте. Расстался неожиданно, если смотреть на результаты - с Конте «старая синьора» трижды кряду выигрывала скудетто, а в последний сезон набрала больше 100 очков и стала самой мощной командой Италии. Но стоит посмотреть на ситуацию и под другим углом - Конте упёрся в потолок, он не мог добиться в «Ювентусе» большего. В Европе Антонио часто терпел неудачи - отчасти из-за тактики, которую выбирал. Даже президент бьянконери Андреа Аньелли, как поговаривают, считал модуль 3−5−2 чуть ли не первобытным, непригодным для Лиги чемпионов.

Массимилиано Аллегри, принявший «Ювентус» после отставки Конте, тоже был взят под определённую задачу. Он сделал игру «старой синьоры» гибче, научил команду безболезненно ротировать две тактические схемы. А главное - он привил «Ювентусу» умение переносить свою силу на европейскую арену. Именно в матчах Лиги чемпионов бьянконери показывают истинное лицо - там они выкладываются на полную катушку, в отличие от Италии, где можно выиграть малой кровью. Но когда Аллегри себя исчерпает, когда его миссия в Турине закончится, «Ювентус» спокойно начнёт искать нового тренера. И дело тут даже не в титулах.

«Ювентус» - это один из редчайших случаев в футболе, где стратегия клубного развития просчитывается на годы вперёд. Нечто похожее есть только в «Баварии», где о новом тренере объявляют уже за полгода, и «Барселоне». Если «старая синьора» с новым тренером делает шаг назад, его хладнокровно и безжалостно увольняют - как того же Луиджи Дельнери. Но даже если у тренера всё идёт как по маслу, «Ювентус» старается дать ему определённый срок - до той поры, пока команда (или тренер) не упрётся в свой потолок.

Руководители «старой синьоры» не стесняются резать по-живому. Они поступали так летом 2007-го с Дидье Дешамом - человеком, который с лёгкостью вытащил «Ювентус» из пучины Серии В и выглядел невероятно перспективным наставником (что Дешам и докажет позже, работая с «Бордо»). Они поступили так с Антонио Конте. Так же будет и с Массимилиано Аллегри, вот увидите. Но этот шаг будет не во вред «Ювентусу» - только во благо.

Город «Ювентуса» в Турине
В плане ведения рыночной политики и работы с тренерами, как мы уже отметили, есть другие европейские топ-клубы, просчитывающие ситуацию на десяток ходов вперёд. Но в плане развития инфраструктуры «Ювентус» уже совсем скоро даст прикурить всей Европе.

Многие руководители амбициозных клубов по всему миру наверняка не раз задумывались о том, чтобы построить внутри города ещё один город. Как Диснейленд, только не с каруселями и американскими горками, а со стадионом и футбольной инфраструктурой. Правда, легче всего воплотить эту идею в жизнь в какой-нибудь компьютерной игре - в реальности же сложно договориться с городскими властями, выделить землю под футбольную инфраструктуру, найти деньги на строительство «города в городе». Очень сложная задача, под которую нужно бросить очень много нервов и денег.

«Ювентусу» же удалось воплотить эту задумку в реальность. В октябре финансовый директор «старой синьоры» Альдо Мацциа презентовал проект футбольного городка, который будет построен в туринском районе Континасса, вокруг домашнего стадиона бьянконери. Долго думать над названием «города в городе» не стали - и дали ему имя J-Village.

Амбиции Мацциа льются через край, с возведением городка он предвкушает доминирование «Ювентуса» над всей футбольной Италией в плане инфраструктуры: «Этот проект - логичное развитие инвестиций, вложенных в стадион и музей клуба. Мы будем строить всё таким образом, чтобы наш город работал эффективно. Станем первой командой города, получим лучшую академию Италии, где будем выращивать молодых птенцов».

Летом 2015 года для финансирования проекта был создан фонд J-Village, куда помимо «Ювентуса» вошли ещё несколько компаний, гарантирующих половину вложений. Ещё 50% - это деньги, взятые в кредит у банка Unicredit. По оценкам Альдо Мацциа, общая сумма вложений в проект составит 100−105 млн евро. Уже в сентябре началось строительство первых объектов. Закончить стройку планируют в июне 2017 года.

Что же будет в этом чёрно-белом городе? Вокруг домашнего стадиона, который будет главным объектом J-Village, распахнут свои двери тренировочный центр «Ювентуса» с четырьмя полями (одно из них - синтетическое); медиацентр для прессы; штаб-квартира клуба, которую хотят построить в историческом здании «Кашина Континасса» начала XVIII века; международная школа для 600 студентов, которых будут обучать по британским методикам; J Hotel - отель на 155 человек, в котором 32 места зарезервированы за главной командой. Рядом с гостиницей - медицинский центр, оборудованный по последнему слову техники. В высокотехнологичном развлекательном центре обещают построить концептуальный клубный магазин. Чтобы город функционировал бесперебойно, внутри него построят энергетическую подстанцию. А зелёные парки сделают ощущение от городка площадью в 150 тысяч квадратных метров ещё приятнее.

J-Village - это не только мечта каждого болельщика «Ювентуса», это ещё и отличный социальный проект. Благодаря нему в Турине появится 350 новых рабочих мест - кто-то будет задействован в официальном клубном магазине, кто-то на точках общественного питания. Школа, в которой будут заниматься не только подростки из академии «Ювентуса» - тоже отличный плюс для Турина.

Мацциа не ждёт, что благодаря постройке J-Village «старая синьора» начнёт «рубить капусту» в немыслимых масштабах, но верит в финансовый успех проекта: «Мы знаем, что получим серьёзные доходы от городка, но оценивать их не можем. Всё-таки мы не в тройке самых знаменитых клубов. Мы не «Реал», не «Барселона», не «Манчестер Юнайтед».
Но глядя на то, как «Ювентус» развивается - не только на поле, но и за его пределами, - можно быть уверенным, что бьянконери со временем тоже попадут в этот пул. И обретут огромную болельщицкую армию по всему миру.











Баскетболисты УНИКСа обыграли Красный Октябрь в матче Лиги ВТБ

Емельяненко 1 января обсудит новый контракт с японской промоутерской компанией

Климас: Шансы Глазкова завоевать пояс IBF в бою с Мартином крайне высоки