Все мы любим выяснять, кто круче - тигр или лев, Сталлоне или Шварценеггер, «Мерседес» или «Феррари». Но иногда вопрос «кто слабее?» не менее важен. Например, когда в Формуле-1 11 команд и самая слабая останется без призовых.
Конечно, сезон может повернуться боком к кому угодно и в теории последней может стать добрая половина команд пелотона. Но всё же главных претендентов двое - «Манор» и «Хаас». Худшая команда сезона прошлого и новичок нынешнего. Как сложится их борьба, увидим, а пока посмотрим, с чем они подходят к сезону.
1. Мотор
С тех пор как Ф-1 перешла на гибридную технологию движков V6, главное в каждом болиде - мотор. И тут у аутсайдеров подход совсем не аутсайдерский. Разгонять «Маноры» в новом сезоне будет лучшая силовая установка последних лет - «Мерседес». За «Хаас» же выступит теневой фаворит - «Феррари».
Большинство экспертов сходится на том, что «Мерседес» и в 2016-м будет впереди всех, но сократившееся в прошлом сезоне отставание «Скудерии» теперь уменьшится до микроскопического. И у «Хааса» есть за счёт чего это отставание наверстать. Безусловно, каждая команда подстраивает свой болид под силовую установку. Но далеко не каждая может целый год работать на базе заводской команды своего производителя. Тут уровень интеграции должен быть запредельным.
Так что по части моторов - боевая ничья.
2. Болид
До того как болиды в первый раз выедут на трассу (да и после тоже), судить о них рано. Но мы можем взглянуть на предварительные данные.
Например, мы знаем, что «Манор» не только перешёл на моторы «Мерседеса», но и прикупил детали у его лучшего клиента последних лет - «Уильямса». Коробка передач и части подвески наверняка придутся аутсайдеру кстати.
Помимо этого, в пользу «Манора» говорит болид «Маруси"-2014, который почти вывел команду из хвоста пелотона. Уволенные в конце прошлого года Бут и Лоудон уверяли, что, не случись кризиса, «Манор"-2015 был бы середняком. То же место теперь прочит команде, например, Тото Вольф.
Описать же ситуацию с болидом «Хааса» можно одним словом - «Феррари». Американцы купили у «гарцующих жеребцов» всё, что позволяли правила. Остальное сделали на их базе. Может, что-то подсмотрели. В общем, если с таким исходными данными «Хаас» сделает плохой болид, то его сотрудникам стоит поискать себе работу попроще.
В целом по болидам тоже ничья.
3. Пилоты
Последние годы мы только и слышим, что критику в адрес команд за очередного взятого рента-драйвера. Хотя понять логику их боссов можно: если качество болида таково, что сам Шумахер не уехал бы на нём с последнего места, то какая разница, кого сажать за руль? Уж лучше запастись деньгами на развитие машины.
Кажется, именно этой логикой руководствовался «Манор». Однако даже набирая пилотов за деньги, команда не стала закрывать глаза на их умения и получила Паскаля Верляйна. В нынешних условиях это был, пожалуй, лучший вариант. Талантливый молодой пилот, чемпион DTM, да ещё и целый год проработал с «Мерседесом», на моторе которого теперь будет ездить.
С Рио Харианто ситуация другая, тут всё решили индонезийские деньги. Очевидно, что именно к Рио после ухода Пастора Мальдонадо теперь перейдёт звание главного «рентача» пелотона. Плюс у него один - лучше Харианто на весь сезон, чем свистопляска с тремя рента-драйверами сразу.
А вот «Хаас» пошёл другим путём. Не имея финансовых проблем и имея амбиции, американская команда решила набирать пилотов в первую очередь по силе и опыту. Джин Хаас заранее начал обзванивать действующих пилотов Ф-1 и искать согласного. И нашёл Ромена Грожана, ещё в 2015-м стоявшего на подиуме. Трудно заподозрить, что талантливый француз поехал в «Хаас», как футболисты в Китай, - только ради денег. А значит, потенциал команды опытному пилоту виден.
Дальше «Хаас» решил использовать сотрудничество с «Феррари» и взять гонщика с опытом не только езды в Ф-1, но и с опытом работы с мотором «Скудерии». Варианта было два - Эстебан Гутьеррес и Жан-Эрик Вернь. Француз добился большего, зато мексиканец имеет спонсоров (всё-таки совсем без них не обошлось) и важен для работы «Хааса» на американском рынке.
На двоих у Грожана и Гутьерреса шесть с половиной «боевых» сезонов в Ф-1 против «баранки» дуэта Верляйн - Харианто. Как ни крути, а пара пилотов «Хааса» выглядит серьёзнее.
4. Руководство
Успех команды в сезоне в немалой степени зависит от её боссов. У «Манора» тут ситуация спорная. С одной стороны, в конце прошлого года владелец Стивен Фитцпатрик решил убрать из команды двух её родителей и спасителей - Грэма Лоудона и Джона Бута, после чего возникло немало вопросов, в том числе не готовит ли Фитцпатрик команду к продаже. Однако затем в «Манор» последовательно пришли Дэйв Райан (гоночный директор, в своё время был спортивным директором «Макларена») и два бывших топ-сотрудника «Феррари» - Николас Томбасис (главный аэродинамик) и Пэт Фрай (консультант). Столь серьёзные личности внушают доверие.
Во главе «Хааса» стоит его основатель Джин Хаас. Человек, сделавший мощную команду в серии NASCAR, нашедший способ не строить болид Ф-1 с чистого листа и нанявший опытных пилотов. В его компетентность хочется верить. Прямым руководителем команды стал Гюнтер Штайнер, бывший техдиректор «Ягуара» и «Ред Булл». Шеф-дизайнер - Роб Тейлор, имеющий опыт работы в «Ред Булл» и «Макларене». Главным аэродинамиком команды является Бен Агатангелоу, работавший в Ф-1 в составе целого ряда команд, включая «Макларен», «Бенеттон», «Ред Булл» (как раз вместе со Штайнером и Тейлором) и «Феррари». И вот из «Скудерии» он перебрался в родственный «Хаас». В общем, солидный товарищ, а трио Штайнер - Тейлор - Агатангелоу не в первый раз придётся работать вместе.
В целом каждой из сторон есть чем похвастать, но в пользу «Хааса» говорит стабильность: их руководство уже давно на своих постах, в то время как «Манор» только-только завершил реструктуризацию.
***
Очевидно, что место команды на финише зависит от стольких факторов, что все их не учтёшь. Но исходные данные в «битве аутсайдеров» всё-таки лучше у «Хааса». Наша ставка - на американских дебютантов.