Это был один из самых противоречивых сезонов в последние годы. В 2015-м королеве автоспорта припомнили все возможные грехи, к которым прибавился ворох новых. Паддок не раз сотрясали громкие скандалы, а чемпион стал известен заранее - казалось бы, хуже некуда. Тем не менее стоит признать, год получился очень насыщенным, многие герои предстали в совершенно ином свете, а на горизонте загорелись новые звёзды. И следить за всем этим было крайне интересно.
Новая классика
Сразу несколько гонок в этом году можно было бы номинировать на звание «триллер года» или «боевик года», будь такие у ФИА. Другие точно получили бы титул «мелодрама года» или «конфуз года». Например, Гран-при Великобритании за счёт переменчивой погоды стал захватывающим зрелищем как для пилотов, так и для зрителей - и подарил Льюису Хэмилтону одну из лучших его побед.
Затем под Будапештом прошёл Гран-при Венгрии - выдающаяся во всех смыслах гонка, в которой Даниил Квят впервые для российских пилотов Формулы-1 взял предпоследнюю высоту. А чего стоит финиш Гран-при Бельгии, когда Феттель упустил подиум перед самым финишем?
В Монце тифози фактически стали свидетелями решающей гонки в борьбе за чемпионство и увидели своего нового кумира на подиуме. Российская гонка продемонстрировала, что и на «Сочи Автодроме» можно обгонять. Конечно, далеко не каждый Гран-при в этом году можно назвать выдающимся, но потому избранные этапы и получают такое звание - все гонки не могут быть особенными.
Перерождение легенд
Ровно год назад злые языки утверждали, что Себастьян Феттель капитулировал и сбежал в Маранелло от возникших у «Ред Булл» проблем, но три победы сняли все сомнения - четырёхкратный чемпион не просто восстановил репутацию, но стал популярен как никогда.
Приход Феттеля вернул уверенность и в «Феррари». После нескольких лет под руководством Стефано Доменикали и пары невнятных месяцев под началом Марко Маттиаччи, «Феррари» вновь ожила. Огромную роль в этом сыграл новый глава команды Маурицио Арривабене. Вместе с победами харизматичный итальянец и титулованный немец вернули в Маранелло страсть к гонкам и самоуважение. В Сингапуре «Феррари» и вовсе доминировала как в свои лучшие годы. Впрочем, случались у итальянцев и спады, но и в такие моменты команда держалась достоинством.
В 2014-м году в Маранелло произошла настоящая революция, и радикально обновлённая команда не подвела - возрождение «Феррари» стало одним из самых интересных и многообещающих сюжетов года.
Сводки с фронта
В этом году болельщики получили уникальный шанс узнать много нового о «Ред Булл» и «Рено». Сами по себе французские моторы стали большим разочарованием, едва не оставив некогда чемпионскую команду за бортом следующего сезона, но в то же время конфликт между двумя партнёрами обнажил тёмную сторону «Ред Булл».
Формуле-1 в целом этот скандал на руку не сыграл и спровоцировал львиную долю критики - как в адрес «Ред Булл» и «Рено», так и в адрес авторов действующего регламента. С другой стороны, каждый поворот саги вокруг Милтон-Кейнса во всех подробностях обсуждался завсегдатаями паддока и держал в напряжении простых болельщиков.
Плюс сложившейся ситуации в том, что стычки «Ред Булл» и «Рено» в прессе резко контрастируют с корпоративной этикой, воцарившейся в паддоке. Долгие годы официальные заявления команд были до смешного предсказуемы, и недавние слова Эрика Булье о достигнутом «Маклареном» прогрессе звучат как апофеоз офисного стиля.
Необходимо отдать должное Кристиану Хорнеру, который всё же удержал ситуацию под контролем - руководитель «Ред Булл» в 2015-м тоже раскрылся в новом свете, проявив себя куда более грамотным менеджером, нежели во времена разлада между Феттелем и Уэббером.
Гран-при Мексики - Гран-при зрительских симпатий
В последние годы Формула-1 бьёт все рекорды по числу открытых стран. Команды изъездили всю Азию, третий Гран-при на Ближнем Востоке не проходит только из-за капризов Бахрейна, а Берни планирует штурм Северной Америки. Правда, новые трассы далеко не всегда обладают хоть каким-то характером и часто напоминают тематический Диснейленд для любителей автоспорта.
На этом печальном фоне возвращение Гран-при Мексики стало настоящей отдушиной. Без «Перальтады» Автодром имени братьев Родригес потерял часть былого очарования, но сам по себе Гран-при отличился уникальной атмосферой и под завязку набитыми гигантскими трибунами. Наверняка, именно мексиканский этап в этом году получит приз как лучший Гран-при сезона, потому что он напомнил промоутерам, каким должен быть автоспортивный праздник.
Успех гонки в Мехико не останется незамеченным. Как и недавнее возвращение Шпильберга в календарь, он ещё немного поднимет планку эталонного Гран-при, на который будут равняться организаторы других гонок.
Игры разума
Главной претензией к Формуле-1 остаётся отсутствие интриги в борьбе за титул, но виноват в этом по большей части Нико Росберг. Во времена доминирования «Макларена» в конце 80-х и сражения Проста с Сенной никто не считал чемпионат скучным.
К тому же нельзя не отметить, что, несмотря на отсутствие борьбы на трассе в последних гонках, накал страстей в «Мерседесе» не спадал. Достаточно вспомнить инцидент с пит-стопом в Монако или метание кепок в Остине - хотя в борьбе за титул напряжения не было, его хоть отбавляй в отношениях двух гонщиков.
Гонщики «Мерседеса» позволяют себе высказывания, которые ещё несколько лет назад в паддоке сочли бы нетактичными. С другой стороны, пилоты перестали бояться проявить индивидуальность. Можно также вспомнить оригинальные сентенции в исполнении Макса Ферстаппена и неприкрытую критику Баттона и Алонсо в адрес «Макларена». Нравятся вам их выходки или нет, но это проявления индивидуальностей, без которых Формула-1 стала бы действительно скучной.
***
Подводя итоги минувшему сезону, важно отметить, что 2015 год стал переломным. Новый технический регламент, призванный освежить заезды, оказался никуда не годен и нанёс серьёзнейший экономический ущерб спорту. Фиаско на старте сезона, когда всего 13 машин закончили первый круг, продемонстрировало, что дальше игнорировать проблемы нельзя. Сейчас команды и ФИА работают над техническим регламентом на 2017 год - машины должны стать быстрее, громче и агрессивнее, а борьба - плотнее и зрелищнее.
Но никакой технический регламент не способен гарантировать сражение за титул до последней гонки, а радикальные системы плей-офф по примеру NASCAR или других гонок наверняка вызовут у европейских болельщиков отторжение и пойдут вразрез с традициями Формулы-1. В конце концов, в легендарные 80-е финал сезона тоже не всегда был решающим.